Дополнительная общеразвивающая программа "Скульптура малых форм"


Программа   «Скульптура малых форм» отнесена к программам художественной направленности. Актуальность  программы определена важностью  декоративно-прикладного творчества в развитии и воспитании детей, в возможности эффективного освоения объёмно – пространственных свойств действительности как важного фактора в общем развитии обучающихся.
Психологами давно доказана взаимосвязь моторики пальцев рук и полушарий головного мозга. Лепка позволяет задействовать пальцы как правой, так и левой руки, при этом в мыслительном процессе задействованы оба полушария. Правая рука управляется левым (обычно – доминирующим) полушарием, которое отвечает за вербальное, логическое, аналитическое мышление. А левая рука – правым (обычно – подчиненным) полушарием, отвечающим за визуальное, пространственное, образное мышление. Творческий процесс представляется учёным, как поэтапное переключение от одного типа мышления к другому, от правого полушария к левому, и обратно. Таким образом, важно, чтобы у ребёнка, посредством одинаковой нагрузки на правую и левую руки развивались оба полушария мозга. Несформированные сенсомоторные способности препятствуют правильному овладению письменности и развитию мыслительных операций (мышление, память), и  является основной проблемой отставания в речевом развитии, отсюда повышенная  востребованность в данной программе в начальном и среднем звене школы.
       Новизна данной программы заключаются в том, что она не привязана к какому-либо одному промыслу или направлению, а включает в себя элементы разных школ: сувенирная, народная лепка, элементы ручной лепки Долорес Росс и другие. К тому же построение программы позволяет вводить появляющиеся новинки декоративного искусства, что делает творчество детей модным и современным.
Цель программы: Развитие личности обучающегося, способного к творческому самовыражению через овладение основами скульптуры малых форм.
Задачи:
  • Способствовать овладению средствами выразительности скульптуры для воплощения творческого замысла (объем, фактура, силуэт, пропорции, светотень, т.е. построение объемной формы, пластическая моделировка, материал, иногда цвет).
  • Формировать устойчивую мотивацию к познанию и овладению декоративно – прикладным искусством, через овладение основами скульптуры и декоративно –прикладного творчества.
  • Развивать у обучающихся художественно-творческие способности: художественный вкус, эстетическую культуру, композиционные умения, пространственное мышление, фантазию, воображение.
  • Способствовать реализации творческого потенциала обучающихся через проектную деятельность, участие в выставках, конкурсах различного уровня.
  • Воспитывать у обучающихся уважение к отечественной художественной культуре, к народным традициям через изучение традиций народного и современного искусства
    Программа  адресована обучающимся 7-12 лет, так же обучающимся с особыми образовательными потребностями (ограниченными особенностями здоровья).                 рассчитана на 3 года обучения по 144 часа в год. На полное освоение программы требуется 432 часа, включая воспитательные мероприятия. Программа 1 года обучения предполагает как  – 144, так 72 часа в зависимости от психологической готовности к обучению, физического, интеллектуального уровня готовности обучающихся к освоению дополнительной общеобразовательной программы и др. Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 7-9 лет, 9-10 лет, 10-12 лет, группы формируются из разновозрастных детей, имеющих различный уровень базовых знаний и умений.

      
В творческое объединение принимаются все желающие освоить данный вид деятельности.
Они проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальных способностей и склонности к выбранной деятельности. По его результатам обучающиеся первого года обучения могут быть зачислены в группу с более или менее подготовленными обучающимися. Образовательная программа так же предусматривает включение обучающихся в учебный процесс в течение учебного года;
       Занятия проводятся в группах и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом.
Наполняемость в группах составляет: первый год обучения – 15 человек; второй год обучения – 12 человек; третий год обучения – 10 человек. Уменьшение числа обучающихся в группе на втором и третьем годах обучения объясняется увеличением объема и сложности изучаемого материала.
Для решения поставленных задач на занятиях скульптуры малых форм применяются инновационные технологии. Использование дифиринцированного подхода позволяет, создавать обучающимся творческие проекты, позволяет индивидуализировать учебный процесс, даёт учащимся возможность проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Здоровьесберегающие технологии направленные на сохранение  и укрепление здоровья обучающихся.
Педагогический опыт определил основные составные содержания программы, пять образовательных блоков: «Введение в скульптуру», «Объёмная лепка», «Рельефная лепка», «Декоративная лепка», «Воспитательная работа». Каждый из которых, содержит разделы и реализует отдельную задачу, основываясь, прежде всего, на интересах детей и учитывают потребности обучающихся в применении результатов своего труда в обычной жизни, даёт возможность использовать свои изделия в качестве подарков.
Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование практических умений, навыков. Теоретические занятия направлены на  формирование: знаний обучающихся по предмету, введению обучающихся в мир художественной культуры, духовно – нравственных ценностей.  Практические занятия способствуют развитию у детей творческих способностей, умение создавать авторские работы. На занятиях обучающиеся осваивают основные способы, приёмы лепки (скульптурный, комбинированный, конструктивный, модульный, рельефный), приёмы декорирования образа.
       Для восприятия и развития навыков творческой работы младших школьников программой предусмотрены основные методы:
  • объяснительно-иллюстративный (демонстрация игрушек, иллюстраций);
  • репродуктивный (работа по образцам);
  •  частично-творческий (выполнение вариативных заданий);
  • творческий (импровизация);
  • исследовательский (исследование свойств пластических материалов).
Для определения результатов освоения программы разработан мониторинг результатов освоения программы.
       Для проведения мониторинга разработаны контрольно - измерительные материалы (КИМ), которые необходимы для определения уровня освоения и продвижения обучения. Направленны на анализ и корректировку образовательного процесса. В систему мониторинга усвоения образовательной программы «Скульптура малых форм» входит учет участия обучающихся в творческих выставках, конкурсах, фестивалях и мероприятиях течение учебного года, что позволяет сделать срез и выявить уровень усвоения программы. Данная форма способствует формированию положительной мотивации к деятельности и в форме игры научить самоанализу. А применение без оценочного способа позволяет не только провести диагностику развития личностных способностей, но и повысить самооценку учащихся.
Завершением курса обучения является итоговая выставка, направленная на демонстрацию достижений обучающихся.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Лучшая "Новогодняя игрушка" - 2021

В период с 1 по 24 декабря в выставочном зале Центра детского творчества собрались самые лучшие елочные игрушки со всего города для участия ...

Творческие работы обучающихся